Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) не готов финансировать модернизацию украинской газотранспортной системы (ГТС) при отсутствии видимых реформ в нефтегазовом секторе, заявил старший экономист отдела природных ресурсов ЕБРР Пол Шапиро во вторник в ходе ежегодной конференции Института Адама Смита “Украинский энергетический форум”.
“ЕБРР продолжает переговоры об инвестициях, но должны быть доказательства реформ… Как можно кредитовать убыточную компанию?” – сказал он.
В сентябре прошлого года управляющий директор ЕБРР по энергетике Риккардо Пулити заявлял, что банк заинтересован в финансировании проектов модернизации газотранспортной системы Украины. “Нафтогаз Украины” оценивает модернизацию ключевых объектов ГТС в 5,3 миллиарда долларов. Летом прошлого года “Нафтогаз”, ЕБРР и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) подписали документы по выделению этими финансовыми организациями средств в размере более 300 миллионов долларов на модернизацию украинской ГТС.
Шапиро отметил, что непонятно, как такую крупную монополию как “Нафтогаз” превратили в убыточную компанию. По его словам, при правильном подходе “Нафтогаз” может стать основным источником наполнения бюджета Украины.
Он отметил, что для этого необходимо провести реформы в нефтегазовом секторе страны.
Между тем вопрос модернизации украинской ГТС тесно связан с переговорами с Россией. Киев добивается от Москвы снижения цены на газ, а та в обмен хочет получить контроль над транзитом “голубого топлива” через Украину в Европу. В последнее время риторика обострилась – “Газпром” обвинил украинскую сторону в отборе транзитного газа, направлявшегося в период аномальных холодов европейским потребителям, и заявил, что его морские трубопроводные проекты “Южный поток” и “Северный поток” снизят транзитное значение Украины до нуля.
Киев и Москва не исключают, что в результате переговоров может быть создан консорциум по управлению украинской ГТС, однако формат такого консорциума пока не определен, причем Украина настаивает на участие в проекте Евросоюза.
|