В прошлом месяце был сделан основной шаг в продвижении проекта по строительству газопровода ТАПИ. Этот проект многие считали несбыточной мечтой. Но, тем не менее, критики проекта газопровода "Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия" замолкли после того, как между "Туркменгазом", пакистанской компанией "Inter State Gas Systems of Pakistan" и индийской "Gas Authority of India" было подписано соглашение о продаже и покупке газа. При поддержке Азиатского банка развития (АБР) сделка устанавливает важные аспекты, в том числе выплаты и условия транзита. Но все же перед тем, как проект осуществится, перед ним возникают пугающие препятствия. Одним из таких препятствий является маршрут в 750 км через некоторые самые опасные провинции Афганистана, такие, как Герат и Кандагар. ТАПИ получил сильную поддержку со стороны США в рамках вашингтонской стратегии "Шелковый путь", суть которой заключается в развитии Афганистана благодаря региональным инфраструктурным связям, а также в качестве альтернативы газопроводу "Иран-Пакистан". В рамках недавнего соглашения индийская "Gas Authority of India" будет нести ответственность за обеспечение безопасности трубопровода, начиная от туркменской границы до индийских потребителей. Несмотря на это, нет сомнений в том, что вопрос безопасности будет оставаться главным фактором тревоги на протяжении всего строительства и функционирования трубопровода. Однако это, возможно, и не самая большая проблема в реализации проекта ТАПИ. Проблема может образоваться из-за размера и назначения проекта. Анализ реализуемости проекта был проведен, прежде всего, АБР. Но если консорциум не сосредоточен на быстром строительстве коммерчески ориентированного трубопровода, он рискует повторить ошибки печально известного трубопровода "Набукко", который должен был соединить Туркменистан с Центральной Европой. Спустя почти десять лет и бесконечные обсуждения, "Набукко" был сокращен наполовину, и может быть, вовсе не будет построен. Ошибкой "Набукко" стало то, что это был геополитический проект, направленный на устранение российского газового господства в Евразии, и что протяженность в 3 тыс. км превратилась в беспорядок многочисленных транзитных стран и акционеров. Проект, который по планам должен поставлять 31 млрд. кубометров газа в год, рисковал стать технически неосуществимым, а также поставлять больше газа, чем необходимо. Планы относительно проекта ТАПИ таковы: протяженность маршрута составляет 1700 км, пропускная способность до 33 млрд. кубометров газа в год для потребителей вдоль всего маршрута. Это уже чересчур амбициозный план для линии, которая будет проложена по опасной территории. После соглашения Бангладеш проявил интерес к вступлению в проект, что увеличивает протяженность маршрута до 2500 км. Прогнозируемые расходы, подсчитанные АБР, также выросли с 7,5 млрд. до 12 млрд. долларов даже без продления трубопровода в Бангладеш. Афганская часть маршрута бесспорно важна для строительства ТАПИ: нет другого маршрута для поставки туркменского газа в Южную Азию. Проект может принести огромную прибыль для слабой афганской экономики, особенно если будут реализованы планы по дополнительным проектам. Но ТАПИ ждет провал, если он станет "трубопроводом мира", будь то для Афганистана или между Индией и Пакистаном. К своей чести, представители Государственного департамента США, работавшие по проекту, постоянно делали акцент на том, что проект в первую очередь должен быть рентабельным. Но это не помешало региональным игрокам политизировать и без этого деликатный транснациональный проект. Помимо всего, ТАПИ должен охватывать разумные пределы. Строительство рекордного трубопровода через конфликтную зону с участием многочисленных актеров – непомерная задача. Шанс стать реальностью будет у относительно скромного и рентабельного газопровода, имеющего все условия безопасности. Нынешний план все еще напоминает второй вариант, но недавно появились признаки того, что он может превратиться в первый. Новые партнеры, будь то Бангладеш или другие страны, могут присоединиться позже, когда трубопровод будет проложен. Можно предусмотреть технические возможности для расширения трубопровода в будущем. Основная цель – построить трубопровод, а не говорить бесконечно о его строительстве. ТАПИ должен двигаться вперед на основе последнего соглашения. Нынешние партнеры работали вместе несколько лет, и наконец, преодолели большинство спорных моментов, возникших на пути реализации проекта. Необходимо сосредоточить внимание на прогрессе строительства, а не расширении проекта. На долю Евразии уже выпало немало несбыточных фантазий. Пришло время превратить хоть одну мечту в реальность. Регион не нуждается в очередном "Набукко". Об этом пишет Foreign Policy, как передает www.centrasia.ru со ссылкой на InoZpress.kg.
|