Япония и Россия, которые с враждебностью и недоверием относились друг к другу на протяжении почти всего минувшего столетия, сейчас быстро сближаются, - так, по крайней мере, это выглядит. В значительной степени их сближению способствует зависимость Японии от внешних энергоресурсов и ее шаткое положение в эпоху ближневосточной бури.
Наиболее странным и печальным наследием Второй мировой войны является тот факт, что Россия и Япония так и не смогли подписать мирный договор, официально декларирующий прекращение военных действий между двумя странами, - а они фактически прекратились почти 60 лет назад. И главным препятствием, стоящем на пути нормализации двусторонних отношений, стали четыре крошечных острова, расположенных на северо-востоке, недалеко от берегов Японии.
Советский лидер Иосиф Сталин захватил эти острова в 1947 году и безжалостно выслал 17 тыс. живших на них японцев. Захват северных островов запечатлелся в японской душе как одно из самых крупных предательств в истории мировой политики.
Находящиеся в стороне от богатых районов рыболовецкого промысла и не защищенные от сильных ветров, эти отдаленные острова Южных Курил не имеют ни экономического, ни стратегического значения. Однако националистические амбиции, которыми охвачены оба берега Охотского моря, затмевают здравый смысл и желание найти разумный компромисс.
И в то время, когда правые националисты продолжают нарушать спокойствие в центре Токио своими антироссийскими митингами, премьер-министр покорно участвует в пафосных мероприятиях, устраиваемых в День Северных территорий, который ежегодно отмечается в феврале. Однако деловые отношения между двумя бывшими противниками расширяются достаточно быстро.
По данным Организации внешней торговли Японии, в период с 2002 по 2003 год объем экспорта Японии в Россию увеличился на 87,2, а импорта - на 28,7%.
Япония является ведущим инвестором на российском Дальнем Востоке. Основная доля японского капитала вложена в богатый углеводородом остров Сахалин, расположенный в 25 милях к северу от японского острова Хоккайдо.
Сахалин был ключевым военным форпостом в период холодной войны, тем самым районом, где в 1983 году советские военные сбили пассажирский самолет южнокорейской авиакомпании, который отклонился от курса и подлетел к его южному побережью. Теперь Сахалин сменил военные каски на строительные и активно сотрудничает с иностранцами в строительстве трубопровода. В рамках проекта концерна Exxon "Сахалин I" с 30-процентным участием японских акций ведется поиск нефтяных и газовых месторождений, разработка которых запланирована на 2005 год.
Хотя все страны обычно транспортируют природный газ через трубопровод, Япония закупает большую часть газа в жидком виде и перевозит его на судах. Для реализации проекта "Сахалин II", возглавляемого концерном Royal Dutch Shell, 45% акций которого тоже принадлежат японцам, уже выделен обширный участок на юге Сахалина, недалеко от поселка Пригородное, где будет построен самый крупный в мире завод по производству сжиженного газа. В 2007 году завод уже начнет наполнять жидким газом танкеры, которые через несколько дней будут доставлять его в Японию.
В июне консорциум Sakhalin Energy, которым руководит концерн Shell, подписал соглашение с Kyushu Electric, одной из четырех ведущих энергетических корпораций Японии, на продажу 3,1 млн тонн природного газа в год.
Эксперты говорят, что через некоторое время зарубежные инвестиции, вкладываемые в развитие инфраструктуры и добывающей промышленности острова, наполнят банковские счета Сахалина настолько, что этот пустынный остров с населением менее 1 млн жителей будет располагать устойчивым капиталом в размере 100 млрд долларов.
"Здесь намечается массивный энергетический бум. И я не вижу ничего, что могло бы этому воспрепятствовать", - сказал Джеффри Валкар, директор американского Делового центра в Южно-Сахалинске.
"Обнаруженные и уже разрабатываемые запасы нефти и газа огромны. Сахалин вполне может конкурировать с заливом Прудхо на Аляске. Повсюду вокруг Сахалина обнаружены поистине неисчерпаемые запасы нефти и газа, которые простираются до самого Полярного круга. И если сложить весь этот потенциал, то можно с уверенностью сказать, что по своим запасам Сахалин вполне способен конкурировать со многими странами Ближнего Востока. Сахалин - это "бензоколонка Тихоокеанского региона", как говорит Уильям Миллер, вице-президент концерна BP Sakhalin.
Но, помимо борьбы с разрушительной природной стихией в сейсмически опасной зоне, охлаждаемой арктическими воздушными потоками, перед нефтяными магнатами стоит задача стабилизировать свои взаимоотношения со страной, которая еще только привыкает жить по закону.
Судьба "Сахалина III", третьего нефтяного проекта, в разработке которого участвовал американский консорциум, с этого года так и остается неопределенной. Работы были приостановлены после того, как Россия расторгла "соглашение о долевом участии в прибыли", по условиям которого Россия не могла получать ни лицензионные платежи, ни налоговые поступления от продаж сырья до тех пор, пока западные компании не компенсируют свои затраты на поисковые работы и развитие производства.
Нефтяные магнаты были также вынуждены отражать многочисленные нападения защитников окружающей среды, которые обвиняют их в том, что индустриализация Сахалина приведет к уничтожению ценных пород лосося, нанеся тем самым ущерб рыболовству, и разрушит живую природу, особенно среду обитания и миграции вымирающего тихоокеанского серого кита.
Начальник управления компании "Сахалиннефтегаз" Галина Павлова сказала, что на самом деле опасность для серых китов "ничтожно мала", но подчеркнула, что Москва не приняла адекватных мер для ликвидации последствий аварии супертанкера, в результате которой произошла утечка в море большого количества нефти.
Токио настаивает на том, что энергетический бум является аномальным явлением и что спор о Северных территориях, наряду с тем, что Россия по-прежнему остается страной повышенного риска, является главным препятствием для нормального развития торговли. Двухсторонняя торговля Японии с Россией, несмотря на повышение ее объемов, все еще блекнет в сравнении с торговым оборотом между Японией и Китаем.
Японские чиновники не теряют надежду, что президент России Владимир Путин, укрепивший свои политические позиции после весенних выборов в условиях быстро набирающей обороты внутренней экономики, захочет лично обсудить территориальную проблему.
Однако Путин, который планирует посетить Токио в начале следующего года, сказал, что он не ожидает никаких существенных подвижек в ходе переговоров по данному вопросу.
|