В качестве одного из решений проблемы транзита газа через Украину Россия предлагает идею консорциума. Как объясняет заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, ее суть заключается в совместном управлении транзитом представителями Украины, России и Евросоюза. В качестве одного из решений проблемы транзита газа через Украину Россия предлагает идею консорциума" data-author="НАК «Нафтогаз України»" data-owner="naftogaz.com" Управление транзитом газа через Украину Россия возьмет в свои руки"> Создание консорциума для управления ГТС Украины На встрече с сопредседателями украинской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Юрием Бойко и Виктором Медведчуком премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил два решения проблемы транзита газа через Украину. Как отмечает Медведев, один из них простой - сохранить действия тех контрактов, которые существуют, на некоторое время для того, чтобы договориться более серьезно. Второй вариант предполагает создание консорциума. По словам премьера, этот вариант «был сверхполитизирован в определенный период, но сейчас, в силу существования иных каналов поставки, прежде всего «Турецкого потока» и «Северного потока», эта политизация уже ушла в прошлое. «Идея консорциума уже не раз озвучивались даже в течение текущего года, причем в том же самом составе участников. Сначала она прозвучала в марте перед президентскими выборами на Украине, потом на ПМЭФ во время встречи Бойко, Медведчука, Медведева и Миллера. Но почему Киев в лице официальных властей и руководства «Нафтогаза» не идет навстречу, когда ему протягивают руку? Здесь нужно знать подоплеку вопроса. Идея консорциума звучала еще в 2002 году. Суть ее в том, что создается организация, в которую кроме Украины входят представители «Газпрома» как поставщика газа и представители Германии или Евросоюза как покупатели газа. Все вместе они должны управлять ГТС Украины. Плюсы заключаются в контроле работы логистической компании со стороны поставщика и покупателя газа. Консорциум вкладывал бы деньги в ремонт и модернизацию ГТС, таким образом не только обеспечивая поддержание ее текущего состояния, но и осуществляя перспективные инвестиции в развитие, то есть создавал бы новые мощности, которые позволили бы наращивать объемы прокачки газа через украинскую территорию. На тот момент идея была просто замечательной, и Киеву следовало ухватиться за нее обеими руками», - отмечает в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» Александр Фролов. Фролов: сейчас состояние ГТС Украины мягко скажем не очень хорошее, в аварийном состоянии находится значительная ее часть" data-author="НСН - Национальная Служба Новостей" data-owner="youtube.com" Управление транзитом газа через Украину Россия возьмет в свои руки" width="710" height="400"> Аварийное состояние ГТС Украины Создание консорциума в тот момент серьезно расширяло бы возможности ГТС, но впоследствии к власти пришел Ющенко, и предварительное соглашение было разорвано. С тех пор туда никто из иностранцев в этот актив так и не пришел, а предложенная Киевом схема оказалась никому не интересна. Москва предлагала и полностью выкупить газотранспортную систему, и использовать ее напополам с Украиной, и создать газотранспортный консорциум, где равную долю имели бы «Газпром», «Нафтогаз» и европейские компании, но все идеи были отвергнуты. «Сейчас состояние ГТС мягко скажем не очень хорошее, в аварийном состоянии находится значительная ее часть. И хотя это не магистральные газопроводы, по которым идет экспорт газа, тем не менее, газовое хозяйство Украины оставляет желать лучшего. Во времена Ющенко оппозиционеры зарубили эту идею, так как защищали идеи некоторых финансовых структур, которые сами хотели сидеть на трубе, находя ее безальтернативной. В тот момент через Украину шло около 90-95% российского газа. Но потом Россией были успешно реализованы новые проекты по доставке газа в Европу, поэтому нынешнее возвращение РФ к идее консорциума стало неожиданностью как для экспертов, так и украинских политиков. И здесь важны не только экономические причины, сколько социальные. РФ очень не хочет иметь рядом многомиллионную нищую страну, так как это влечет за собой ухудшение криминогенной обстановки и социальные проблемы. Прекращение транзита для Украины станет еще одним шагом в сторону превращения в слабоуправляемую территорию», - считает Фролов. Такие риски не нужны и европейцам. По мнению эксперта, вариант консорциума выглядит лучшим для Украины. Если с ними продлят контракт, что тоже неплохая история, то Киеву еще нужно предварительно выполнить решение Стокгольмского арбитража и начать покупать российский газа по формуле «бери или плати». «Также нужно урегулировать все предыдущие споры во внесудебном порядке и разделить «Нафтогаз», чего требует интеграция с ЕС. И даже если новый контракт подписать удастся, то вопрос инвестиций в трубу сохраняется, так как здесь ситуация не улучшается с 2014 года. Другими словами, продление контракта не гарантирует возможности Украины качать газ в требуемых объемах, а создание консорциума гарантирует», - резюмирует наш собеседник.
Читайте нас в Яндексе
|